Едва ли хоть кто-то остался равнодушным к недавнему эксцессу, возникшему между гражданином города Воронеж Дмитрием Агарковым и ЗАО ТКС («Тинькофф кредитные системы»). Предприимчивый воронежец, пожалуй, первым додумался предложить банку свои условия при оформлении кредитной карты. Но удивляет даже не это, а скорее то, что до него подобное никому не приходило в голову. Задумайтесь: ведь каждый из нас имеет право прийти в любой банк и предложить сотрудникам кредитного отдела свои условия кредитования. Но сделать это «в открытую», то есть, акцентируя внимание на своём варианте договора, навряд ли у кого-то получится. Ни один банк не пойдёт на такой шаг, который вместо прибыли принесёт только убытки. И правильно сделает.
Однако, если Вы попытаетесь усыпить бдительность работников банка и подсунете им вместо той бумаги, которую они собирались подписать, совершенно другой документ, внешне почти идентичный, но содержащий очень выгодные для Вас условия, то всегда есть шанс, что Ваша маленькая хитрость останется незамеченной, а нужный Вам документ будет подписан. Только вот банку может дорого обойтись подобный недосмотр.
Дмитрий Агарков утверждает, что не очень-то рассчитывал на невнимательность сотрудников банка ТКС, а просто хотел подшутить над ними. Ведь, наверное, в настоящее время мало кто не получал по почте предложений об оформлении кредитной карты. И все мы знаем, что в заявлении-анкете, в самом низу, есть мелкий, трудно читаемый шрифт, в котором и скрыта самая основная суть: сколько денег вместе со всеми комиссиями мы должны будем вернуть банку после того, как воспользуемся кредитной картой. И почему-то зачастую получается так, что мы рассчитываем отдать одну сумму, а выплачиваем совершенно другую, чуть ли не в разы выше. И вроде никто нас не обманывал, а возмущаться и качать права совершенно бессмысленно, поскольку «вот же, чёрным по белому всё написано». Мелким шрифтом, разумеется. Видимо, большие знатоки человеческой психологии придумали всё это.
Но наш герой, как видно, тоже неплохо разбирается в человеческой психологии. Массовое оформление кредитных карт с типовыми бланками анкет привело к тому, что работники банка подписывают их, не глядя. И чтобы заметить незначительные изменения в мелком шрифте, нужно быть очень внимательным и прочитывать каждый договор, что, разумеется, не может не сказаться на скорости работы. А в погоне за прибылью этим решили пренебречь.
Так вот, оказалось, что обвести вокруг пальца банк ТКС проще простого. Достаточно отсканировать заявление-анкету и слегка изменить мелкий шрифт, внеся свои условия – и в итоге мы получаем беспроцентный кредит, обслуживание которого нам совершенно ничего не стоит. Можно даже создать свой сайт, название которого очень похоже на название сайта банка-кредитора (то есть эта маленькая разница опять же не будет бросаться в глаза при рассмотрении заявления в банке) и прописать там свои условия на случай, если банк нарушит условия основного договора.
Дмитрий Агарков не поленился и сделал всё вышеперечисленное ещё в 2008 году, когда банки не особо практиковали дистанционную работу с клиентами, но банк ТКС одним из первых внедрил это новшество в свою деятельность. Не заметив подлог, заявление Агаркова банк подписал и прислал ему кредитную карту по почте. Дмитрий даже был немного удивлён такому повороту дела, но не отказываться же от того, что само идёт в руки. Таким образом, с этого дня он стал полноправным владельцем беспроцентной и безлимитной кредитки, о чём банк, который её выдал, даже не догадывался.
Дмитрий со спокойной совестью пользовался картой и честно возвращал на счёт те средства, которые были им потрачены, но ни копейкой больше, так как имел полное право не выплачивать процентов и комиссий. Но в 2010 году банк ТКС решил расторгнуть ранее заключённый договор. На тот момент, по мнению банка, у клиента накопились невыплаченные комиссии, а по мнению самого клиента – он просто был должен банку сумму, равную 19 тысячам рублей, которую снял с кредитной карты. Возникшее недоразумение разрешилось в суде. Оказалось, что именно этот клиент всегда прав, поскольку под его условиями стояла подпись банкиров. И не он остался должен банку, а скорее наоборот. И здесь буква закона вошла в противоречие со здравым смыслом. Банк ТКС, согласно условий договора, должен был выплатить этому клиенту 24 миллиона рублей – за неоднократное изменение условий и за расторжение договора в одностороннем порядке.
Но этого не произошло. Вопрос решили миром. А вся эта история – отличный урок и повод задуматься для всех – для банков-кредиторов, для заёмщиков, а также для всех остальных людей, которые хоть иногда вот так автоматически подписывают документы, не глядя на их содержание.